Владимир Александрович Ширшов: «Музыка в сердце моём…»
Ежегодно в феврале в городском округе Истра проходит фестиваль творческих коллективов имени В. А. Ширшова. В этом году он посвящен 100-летию со дня рождения Владимира Александровича.
Почётный гражданин Истры, композитор, педагог, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Подмосковного народного ансамбля песни и танца «Истра». В. А. Ширшов — автор нескольких десятков различных музыкальных произведений от фортепианных концертов до песен русских народных хоров и оркестров. Был председателем союза композиторов Подмосковья.
Без преувеличения можно сказать: Владимир Александрович — основатель и созидатель музыкальной культуры Истринской земли.
«Ансамбль «Истра», детская музыкальная школа в нашем городе начинались в нашем доме», – поделилась воспоминаниями вдова Владимира Александровича, Тамара Александровна Ширшова.
Мне довелось общаться с вдовой Владимира Александровича, Тамарой Александровной, когда я работала в телерадиокомпании «Истра».
Мои коллеги сделали видеоочерк о Ширшове, и я рада, что могу поделиться с вами историей жизни и творчества Владимира Александровича, основываясь на воспоминаниях Тамары Александровны.
Увлечение музыкой у Владимира Александровича началось не вдруг. Родители были музыкально одарёнными людьми. Отец, Александр Фёдорович, пел в церковном хоре Ново-Иерусалимского монастыря, играл на мандолине, гитаре.
Мама, Елизавета Петровна, – из семьи потомственных служителей церкви в селе Троицком. Вероятно, отсюда у Владимира Александровича и любовь к хоровому пению.
Как рассказала Тамара Александровна Ширшова, первыми инструментами Володи были медные тазы. «Они висели в чулане и были разного размера, при ударах по ним палочкой тазы издавали разный звук. Исполнителю «музыки» на медных тазах было всего 4 года».
Первым настоящим инструментом у Володи стала мандолина, а первым музыкальным учителем для мальчика был отец. Вместе папа и сын даже давали концерты в «Народном доме». Сейчас это здание Истринского театра.
«Мальчик с огромными мамиными глазами, – вспоминает Тамара Александровна. — Вышли на сцену вдвоём с папой. Представьте: большая сцена, стоят два стула и выходят Ширшовы: папа и сын. Сын очень боялся и волновался, не сводил глаз с папы. Отец для него был и учитель, и помощник, и друг. Сыграли они очень хорошо, зал буквально взорвался аплодисментами, и это была первая благодарность зрителей в жизни Володи».
Мальчик стал известен в городе благодаря своей редкой музыкальности.
На следующую ступень музыкального развития Володю Ширшова подняла учительница русского языка и литературы школы им. Тимирязева, а ныне Чехова, Наталья Летищева. Одежды она пришла в дом к Ширшовым, жили они тогда на Пушечной горе, и предложила мальчику ходить к ней домой, чтобы она могла учить его играть на фортепиано. Володя очень обрадовался, ходил на занятия каждый день, но уже через полгода учительница поняла, что эти занятия надо завершить. Дело в том, что за этот короткий срок мальчик научился всему, что она сама знала и умела в музыке. Наталья Летищева была твёрдо убеждена, что мальчик музыкально одарён, что его будущее связано с музыкой и что Володе надо продолжать обучение. Она сумела убедить в этом и родителей своего талантливого ученика.
Настоящие уроки музыки начались у Владимира Ширшова, когда ему было 12 лет.
Он ездил заниматься в Москву, к известному музыканту, основателю теории лада Болеславу Леопольдовичу Яворскому.
«Учиться было очень тяжело. Володе было тогда уже 12 лет. Сесть впервые с педагогом за музыкальный инструмент в таком возрасте — это очень поздно. Заниматься нужно было много. А ведь тогда до Москвы еще не ходили электрички. Была одноколейная железная дорога, ездили поезда. Доехали до Манихино, стоишь ждёшь, когда проедет встречный поезд. Добирались до столицы за два, а то и за три часа».
Во время учёбы у Яворского умирает мама Володи. Возможно, именно сильнейшая жажда общения с музыкой, упорные занятия и помогли мальчику пережить это горе.
«Болеслав Леопольдович приучил Володю всё делать на отлично. Это у него сохранилось на всю жизнь. Ему было совершенно все рано, где выступать: в сельском клубе или во Дворце Съездов. Если звучит музыка, значит она должна звучать хорошо.
Тогда, у Яворского, Володя за три года освоил семилетнюю программу детской музыкальной школы и блестяще поступил в Гнесинское училище сразу на два факультета: как теоретик он учился у Яворского, как пианист — у Нейгауза.
Одна из сестёр Гнесиных прочила Володе большое музыкальное будущее, но началась война…»
Владимир Александрович Ширшов с детства был близоруким, военному призыву не подлежал, но это не остановило его. Вместе со своими сверстниками он уходит в Горький, на военную учёбу, а потом на фронт.
«Из Истры их тогда ушло 100 человек добровольцев. В обычной своей одежде и обуви, с котомочками. Шли до Горького пешком. Добирались месяц. Вот из тех, кто тогда ушел с Володей, на фронте погиб каждый второй.
Володя прошёл всю войну, не было даже ранения. Ведь вот для чего-то его Господь уберёг! Значит, действительно, было у него свое предназначение в этой жизни, и он его выполнил!»
Даже на фронте у Владимира Александровича всегда была с собой нотная тетрадь. А инструмент —– гармошку — бойцы нашли где-то в деревне.
В письмах отцу Володя писал: «Я стал знаменитым гармонистом. Как меня слушают ребята! Уставшие, не всегда сытые, но я вижу, как им нужна музыка…»
В разрушенном польском городе Кутно посчастливилось Владимиру Александровичу играть на рояле. Володя сыграл для боевых товарищей настоящий концерт-экспромт. Вот как описывает этот момент в повести «Музыка – всю жизнь» Валерий Жуков (повесть была написана в соавторстве с Тамарой Ширшовой).
«…..и над развалинами вдруг понеслись чистые звуки прелюдии Шопена…. Он играл самозабвенно. Пальцы слушались, они не забыли то, чему он их так долго и упорно учил».
Уже после войны Владимир рассказывал своей жене, как после концерта они таскали какие-то доски с гвоздями, и молоденький лейтенант всё время говорил: «Володь, береги руки».
«Вы не поверите, он мне этот случай рассказывал, а у него самого слезы текли», – вспоминает Тамара Ширшова.
Победу Владимир Александрович встретил в Берлине.
В 1946 году вернулся домой. Все разрушено. Жить было толком негде, голодно, а мечты об Истре как о музыкальном крае не покидали Ширшова. Ему хотелось собрать на Истринской земле большой многоголосый хор.
Поначалу основой песенного коллектива стал хор Троицкой церкви. Голоса классические, и репертуар был соответствующий. Ширшов решается на переделку. Сам композитор, пианист, он поворачивает весь свой талант, энергию в сторону народной песни.
«Он всегда говорил, что народная песня – это высшее мастерство!»
Но где после войны взять столько музыкально одарённых, увлечённых музыкой людей? Владимир Александрович на велосипеде объехал все окрестные деревни и нашёл-таки тех, кто составил костяк будущего коллектива.
Ширшов пишет песни, делает музыкальные обработки. Первый концерт хора «Истра» состоялся 10 марта 1948 года. Зрители приняли «на ура».
В 1962 году ансамблю «Истра» присвоено почётное звание «народный коллектив». Ширшов — автор 30 крупных музыкальных произведений, свыше 100 песен и романсов и сотен обработок и партитур.
Много встречались, общались, работали. «Кого только не было в нашем доме: от трактористов до композиторов, — но все были талантливые. Он как магнит притягивал к себе одарённых людей».
Он открыл и огранил певческий талант Владимира Жумаева, Николая Гордеева, Тамары Орловой, Галины Гусевой, Валентина Румянцева,
Вот воспоминания солистки ансамбля Евдокии Ермаковой: «Училась я в Чеховской школе. В хор попала с восьмого класса. Владимир Александрович и привёл нас в народный хор, который организовывал. Места для занятий не было. Занимались там, куда пускали: в милиции, в кинотеатре, — да где только не были, пока не построили Дом культуры. Без ансамбля я не могу существовать».
Но хор — это не единственное, что создал Владимир Александрович для своих земляков. Его стараниями были открыты Истринская, Дедовская, Ново-Петровская музыкальные школы, Истринская народная филармония, Союз композиторов-песенников Подмосковья.
Жизнь связала Владимира Александровича и с Истринским театром. Отец Ширшова был в числе первых актёров нашего театра. Агриппина Александровна, вторая жена отца Владимира Александровича, тоже играла в театре, а Владимир не раз писал музыку к спектаклям. Сохранились даже старые афиши, на которых указано: "Музыкальное оформление – Вл. Ширшов".
«Мне особенно запомнилось, как он музыкальную школу в Истре открывал», — продолжает рассказ Тамара Ширшова.
«Для того, чтобы документально эту школу оформить, нужно было помещение, преподаватели и целых три фортепиано. Представляете? ТРИ! Ничего не было. Владимир Александрович сам вёл теорию, историю музыки, сам учил играть на своих инструментах. Он был один, но у него всё получилось! Мне и сейчас кажется, что у него была какая-то связь с высшими силами. Ему как будто оставили план, по которому надо работать — и он работал!»
Истринская музыкальная школа была открыта как вечерняя в сентябре 1960 года Владимиром Александровичем Ширшовым на базе Истринского Дома культуры для 100 детей. 1 ноября 1960 года школа отделилась от Дома культуры.
1 сентября 1962 года по распоряжению Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся была открыта Детская музыкальная школа, директором которой в порядке перевода из вечерней музыкальной школы стал Владимир Александрович Ширшов. В том же году, благодаря авторитету и настойчивым просьбам директора, школа получила свое собственное здание на улице Шнырёва в Истре. С великим трудом и помощью родителей здание капитально отремонтировали, и школа начала жить самостоятельной жизнью.
Преподавателями становились его ученики. А руководителями всех творческих коллективов района, включая оркестры народных инструментов, вокальные коллективы, академические и народные хоры, инструментальные ансамбли, были «птенцы гнезда Ширшова».
В Истринской музыкальной школе и сейчас звучит фамилия Ширшовых. Преподавателем по классу гитары здесь работает сын Владимира Александровича, Александр Владимирович Ширшов. Каждый год в начале февраля в стенах школы проходит торжество, посвящённое её основателю и возделывателю музыкальной, песенной культуры на Истринской земле, Владимиру Александровичу Ширшову.
Владимир Александрович Ширшов ушел из жизни весной 1994 года, но живёт в творчестве многочисленных музыкальных коллективов округа его душа, его музыка.
18 февраля с 12 до 16 часов традиционные "Февральские фечера" пройдут в Истринском Доме культуры, а в 15.00 на программу, посвящённую 100-летию В. А. Ширшова приглашает центральная библиотека им. Чехова.
При подготовке статьи использованы материалы видеоочерка, подготовленного ТРК «Истра» к 90-летию со дня рождения В.А. Ширшова, автор — Татьяна Щербаненко.