Антонина Попова: «Я всю жизнь училась и трудилась»
В семье было пятеро детей. Отца репрессировали в 1937, а в 1941 – война. Как судьба научила трудиться, учиться и любить жизнь? Типичная история девочки, родившейся в конце двадцатых годов двадцатого века в Советской стране.
К героине очередного выпуска программы «Людям — о людях», ветерану труда Антонине Ивановне Поповой наша съёмочная группа отправилась в сомнениях. 20 декабря Антонине Ивановне исполняется 93 года, и мы ехали с чувством какой-то неловкости за то, что потревожим пожилого человека, доставим лишние хлопоты….
Звоним, открывается дверь — и мы стоим, буквально разинув рты. Перед нами элегантная дама в белоснежном жакете с медалями, чёрных классических брюках и туфлях-лодочках. Стрижка, лёгкий мейк-ап и радушная улыбка: «Проходите, проходите, можете не разуваться».
Глядя на хозяйку квартиры, сразу захотелось как-то расправить плечи, чтобы соответствовать, так сказать, а в голове всё время крутился вопрос: «Ну, как так-то? В чём секрет этих людей, в жизни которых ну вот вообще никогда не было лёгких путей? Откуда силы?»
Антонина Ивановна усадила нас на диван и сразу предложила чаю, но мы вежливо отказались, дабы не создавать хозяйке ещё больше хлопот и неудобств.
О своей жизни Антонина Ивановна рассказывала легко. Воспоминаний сохранилось много, и таких ярких, как будто всё это было совсем недавно. Только иногда, когда говорила об общем горе – немецкой оккупации, — в глазах блестели слёзы и голос начинал дрожать…
Судьба Антонины Ивановны, наверное, схожа со многими судьбами мальчишек и девчонок, рождённых в Советской стране в конце двадцатых годов.
Родом наша героиня из Лотошинского района, села Марково-Корневское.
В семье было пятеро детей. В 1937 репрессировали отца. Вот тогда-то, восьми лет от роду, Тоня и узнала, что такое трудиться, чтобы заработать на хлеб.
«Я умела делать всё. И в няньки ходила, и убирала в домах у людей, и валенки подшивала», – рассказывала Антонина Ивановна, перебирая, старинные семейные фотографии.
«Когда забрали отца, самому старшему брату моему было 16 лет, а самому младшему – 4 года. Но как-то выжили».
А я про себя подумала, что ведь не просто выжили, а не сломались. И самое удивительное – веру в свою страну не потеряли, хотя и отца репрессировали, и целый год семья не знала что с ним, жив ли…
Не успели от одной беды оправиться, а тут – 1941, Великая Отечественная война, и уже в октябре в село Марково-Корневское вошли немцы. Антонине было тогда 11 лет.
Потом, при отступлении зимой сорок первого, фашисты сожгли деревню, остались одни печные трубы…
«Все бежали к лесу от пылающего села, сквозь огонь и дым. Дорога к лесу была заминирована, не все, конечно, выжили. В лесу сидим, помню, уже светало, и женщина через поле к нам бежит какая-то и кричит «Наши идут!»
Голос её в морозном воздухе далеко-далеко было слышно… Он как будто звенел над полем…»
Старший брат вернулся с войны, был ранен, контужен. Средний пропал без вести.
Отец вернулся из лагеря заключённых в 1947 году. «Какой у меня папа был – умничка! — говорила Антонина Ивановна, и лицо её озаряла улыбка. — Он ведь всё умел! Образование 4 класса, а самоучка был – на все руки мастер. А стихи писал – у него целый сборник!».
И Антонина Ивановна без запинки, наизусть читала одно за другим стихотворения отца. В них, в этих стихах, в каждой строчке – любовь к Родине, гордость за страну, за свой народ. А ведь человек 10 лет был политическим заключённым… Только в 1961 Ивана Павлова реабилитировали.
Антонина Ивановна после войны поступила в фабрично-заводское училище. Окончила, пошла работать на фабрику, но понимала, что надо учиться дальше, ведь такая возможность есть. Поступила в Лесотехникум. Училась и жила на стипендию. Чтобы прокормить себя и помочь маме, успевала ещё и работать.
Распределение было в Коми и в Карелию, но к тому времени тяжело заболела мама, и Тоне разрешили свободный выбор трудоустройства. Устроилась в Княжгорский леспромхоз, дальше переводом – в Волоколамский леспромхоз. Работала там мастером, познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж, родила сына.
Узнала, что в Яропольце идёт набор на учительские курсы по ускоренной программе. Тогда эти курсы дали много кадров системе образования. Курсы приравнивались к диплому педагогического училища по специальности "Учитель начальных классов". Муж отпустил на год в Ярополец. Выучилась и пошла работать в школу. 4 года отработала в Подпоринской школе, потом в школе в Синево.
«А я и во время отпуска всегда работала. У учителей отпуск большой, я думаю, чего сидеть, можно и подработать. Вообще никогда никакой работы не стеснялась».
Подработать во время отпуска получилось устроиться в детский сад при опытном хозяйстве в п. Северный. Работать там понравилось, так и осталась в этом саду на 10 лет. Антонина Ивановна и сейчас помнит своих воспитанников. Живо нам описала черноволосую девочку Катюшу, даже песенку-припевочку спела, которую Катеньке напевала. А Катюша эта оказалась мамой нашего оператора. Екатерина Евгеньевна тоже помнит и очень тепло отзывается об Антонине Петровне.
После Северного заведовала детским садом на Плотине, потом — в новом деском комбинате в Бужарове… Незадолго до пенсии перевелась работать в подсобный цех, где делали игрушки.
«А что было делать? Зарплата у заведующей детсадом была небольшая, надо было пенсию зарабатывать, вот я и пошла в цех», — пояснила Антонина Ивановна.
После наступления пенсионного возраста Антонина Ивановна не закончила трудовую деятельность. Работала нянечкой, воспитателем, по совместительству председательствовала в кооперативе.
«Я всё сама, своим трудом. Квартиру мне тоже никто не давал. Вот, вступила в кооператив, 20 лет с мужем выплачивали…»
Трудилась Антонина Ивановна до 85 лет. В преддверии своего 93 дня рождения она полна энергии, жизнелюбия и оптимизма. Так и сыплет на собеседника стихами да прибаутками.
Да, и без чая нас всё-таки Антонина Ивановна не отпустила.
«Да как же, я же пирогов напекла и с капустой, и сладкий пирог сделала…» Ну, как тут отказываться? Человек старался, готовил…
За считанные минуты в комнате накрыт стол с угощениями. А за чашкой чая я всё-таки не утерпела и спросила: «Антонина Ивановна, откуда силы черпаете?» А она в ответ так просто-просто, без всякого кокетства и, знаете, вот такой ложной скромности и ответила: «Я считаю, что это Господь мне силы и жизни даёт за мою доброту, честность и порядочность».
Здоровья Вам, Антонина Ивановна! Мы рады нашему знакомству и будем учится у Вас жить так, чтобы люди вспоминали добрым словом.
Посмотреть интервью с Антониной Ивановной Поповой можно в разделе «Людям — о людях» или прямо здесь.